В отличие от большинства дебютных пластинок, которыми исполнители заявляют о себе, "Вечный жид" как будто бы ставит целью не открыть Мирона как артиста для новых слушателей, а разобраться с претензиями слушателей старых.
В советской школе на революции молились. В голову втемяшивалось такое, что хотелось бы забыть, но нет. Например, что декабристы, по мнению Ленина, от народа были страшно далеки. Но тем не менее разбудили Герцена. А тот в свою очередь развернул революционную агитацию. Естественно, из Лондона. Во все века революции было сподручнее организовывать из-за границы.
Дебютный альбом Мирона Федорова, человека, который долго-долго-долго нарабатывал статус в рэп-сегменте Рунета, тоже сулил революцию (и опять Ленин при делах). Другое дело, что предыдущие попытки западных революций в русском рэпе как-то не задались. Немало их было. Один уверял, что похоронил весь русский рэп в грязи, а на деле перешел в третий эшелон русской попсы. Кто-то просто тихо пропал с радаров. И ведь по своему талантливые были люди.
Собственно, Мирон — еще один живущий вдалеке от России артист, который требует переустройства здешнего рэп-ландшафта. При этом, не сказать, что он доходчиво объясняет, почему это непременно должно произойти.
Я не говорю, что много понимаю в правилах написания рэп-песен, про это вам лучше расскажет блаженный Иван Дмитриевич. Но вот факт — пока успех рэпера здесь определяется его способностью достучаться до людей, которые не знают наизусть биографию Тупака. Мирон же делает высокотехничный и сложно устроенный рэп, четко соответствующий современным американским канонам, отсылающий одновременно к Маршаллу Мэтерсу и английским граймовым и пост-граймовым делам, а нередко и отсылающий юного слушателя гуглить и википедить. Но чего-то такого, после чего захочется удалить с харда весь прочий рэп на русском, он пока не записал (хотя, может статься, однажды запишет).
Если искать корни, деятельность Оксимирона — порождение коллективного бессознательного Рэптырнета, воспитанного на интернет-баттлах. И уверенного, что любая песня объективно исчерпывается тремя числами: оценками за текст, технику и что-нибудь ещё. Вернее, мироновский стиль — это то, во что может развиться, не теряя ключевых черт, баттл-рэп, если попадёт в пару талантливых рук.
Как и в конкурсах "Напишите песню на заданную тему", на "Вечном жиде" темы и названия треков — зачастую лишь фон, на котором Оксимирон сыплет панчлайнами, жонглирует рифмами, выжимает из фоники столько, сколько выжмется. Временами закрученность материала подминает под себя изобразительство, превращая композиции ("Цифры и цвета", например) в показательные упражнения на технику и изобретательность, абсолютно стерильные художественно.
Все эти упражнения в стихосложении объединены чистой злобой, направленной в пространство, да и на себя самого. Завершающей композицией Мирон провозглашает себя жуком в муравейнике русского рэпа. Что по существу близко к забияке в песочнице. И о чём бы ни была песня, в итоге она оказывается об иммиграции, жизни спального Лондона, самом Мироне и/или его месте в рэпе. Единственный трек, полностью избежавший данных сюжетов ("CCTV"), выглядит на альбоме неуместным и чужеродным. Даже более выбивающимся из общей канвы, чем обрамляющее околохитовый куплет Мирона в "Привет со дна" совсем не околохитовое гостевое участие.
В отличие от большинства дебютных пластинок, которыми исполнители заявляют о себе, "Вечный жид" как будто бы ставит целью не открыть Мирона как артиста для новых слушателей, а разобраться с претензиями слушателей старых. По всему релизу разбросаны ответы на часто озвучиваемые недовольства. Нюансам этики и нравственности посвящена "Судьба моралиста", зацикленности на баттловом рэпе — участки "В говне", неуёмному акцентированию на рифме — концовка "Тентакли".
По всему чувствуется, что Окси не сильно-то печётся о том, прибавится ли среди его ценителей неофитов. По всему — это по названию альбома, отсутствию форматных треков, по ссылкам на прежние работы, которые прохладная к баттлам публика слышать могла едва ли. По строкам, многие из которых покажутся излишне провокационными тем, кто "не в теме".
И реакция этих, которые "не в теме", видится занимательнее самих подтруниваний над слушателем. Потому что, если с творчеством Оксимирона всё более-менее ясно (но не до потери интереса отнюдь), то пойдёт ли альбом в массы (и в какие именно) — куда любопытнее.
Треклист
1. Восточный Мордор (prod. Runaway)
2. Тентакли (prod. Parliament Music)
3. Спонтанное самовозгорание (prod. Parliament Music)
4. CCTV (prod. Santo)
5. До сих пор МС (prod. LO)
6. Привет со дна feat. dom!no (prod. Romaniac Beatz)
7. Вечный Жид (prod. Entrank)
8. В бульбуляторе (prod. Kaspa Hauser)
9. Судьба моралиста (prod. Simple)
10. Цифры и цвета (prod. Fid Mella)
11. Russky Cockney (prod. Arschtritt Lindgren)
12. В говне (prod. Parliament Music)
13. Крокодиловы слезы (prod. Slim/CENTR)
14. Жук в муравейнике feat. Schokk (prod. butwho?)
Автор: Андрей Никитин
Автор: Владимир Аладьин
Vagabund / Фирма грамзаписи Никитин, 2011
Наша фортуна перед зеркальцем вертится,
Примерив, часовой пояс верности - смертницы,
Помнишь: никто не верил что мы вместе и женаты,
Но нам карты спутал неумелый престидижитатор.
Знаешь мне снилось будто мы снова спали вдвоём,
Спальный мешок, спальный вагон или спальный район,
Соря с пальным пальём и кутаясь спальным бельём,
Я столько раз сказал с пале, что это двуспальный альбом.
Мирон - это не псевдоним, опять ночник над моей головой
Круглый неон - это мой псевдо нимб.
Ты мой серотонин, а не амброзия с нектаром,
Я сказал железно всё, но ты коррозия металла.
Я всё сижу и смотрю из окна, как гаснет небо,
Хаслят малолетки с барсетками на велосипедах.
Виноват или нет я - не важно, мы с тобой сироты,
Которым провели в интернат интернет.
Я знаю - это крокодиловы слёзы,
Я знаю - всё необратимо, но всё же,
Я знаю - нет альтернативы и всё же,
Скажи - зачем у крокодила есть слёзы?
Я знаю - это крокодиловы слёзы,
Я знаю - всё необратимо, но всё же,
Я знаю - нет альтернативы и всё же,
Скажи - зачем у крокодила есть слёзы?
Я ночевал по сквотам, кочевал автостопом,
Сворачивал с дорог и поворачивал на тропы.
И пока мои треки во всю до Невы гоняли,
Увольнялся отовсюду, откуда не выгоняли.
И может это не комильфо или моветон:
И кто-то экономил на дом, а я на микро.
Скажет: «Какой хуёвый флоу», но это в горле ком,
На полке Кроули, открытка с котом и Некрономикон.
Другие пишут альбомы быстро, я этот выстрадал,
Вырвал, вызвал и выдавил, выдрал, высрал и выблевал.
Выжрал, вынюхал, выкурил - не говори, что на вы стали, мы с тобой:
Я похуистом был, но я не пиздобол.
Напротив гастроном, тут всё ровно в основном,
Хоть островной костолом носит телескоп, как астроном.
И каждый вес мутит, а я исчез в студии,
Тренировочные штаны, ирокез, худи.
Я знаю - это крокодиловы слёзы,
Я знаю - всё необратимо, но всё же,
Я знаю - нет альтернативы и всё же,
Скажи - зачем у крокодила есть слёзы?
Я знаю - это крокодиловы слёзы,
Я знаю - всё необратимо, но всё же,
Я знаю - нет альтернативы и всё же,
Скажи - зачем у крокодила есть слёзы?
У прилавков супермаркетов сутолока, в барах давка,
Хоть этот год уже не на носу как бородавка.
Мыши норы по полом роют,
Лицо в доме напротив в белой рамке стеклопакета, как полароид.
Дикий пейзаж, за окном бухие крики - кураж,
Сюда не едут хиппари купить в бутике винтаж,
Если в wiki задашь: "Кеннинг Таун", выкинет аж
Статью, что тут полная жопа - Ники Минаж.
И сдохший год летит в ведро отходов, работа с доходом
В похоронном бюро находок.
Я сжигал мосты им не дав остыть, забыл срам и стыд,
Как женский монастырь. Скажи, как мне быть жизнерадостным?
Вы все натуры тонкие, не так ли?
Вам бы только киноплёнки, Каны, громкие спектакли,
А в моей коморке по полкам иконки и пентакли,
Чтоб кончить мне нужны плётки, японки и тентакли.
Я влез на ходу
И даже если здесь пропаду,
Крест на горбу,
Бегство - табу,
Неизвестно кому,
Зачитывая текст Вагабунд,
Пока не найдётся место в гробу.
Я влез на ходу
И даже если здесь пропаду,
Крест на горбу,
Бегство - табу,
Неизвестно кому,
Зачитывая текст Вагабунд,
Пока не найдётся место в гробу.
Кругом ханыги, звуки драк, крики,
Во дворы, будто коты, прошмыгивают барыги,
Мрак, блики, со стены подмигивает Пак Бигги,
Макдак и сиги, финал ещё одной из глав книги.
Что мудакам обещают - не верьте,
Ведь жизнь коротка, полна страданий, кончается смертью.
И я понял, всё - ни то, ни сё.
Дым - всё, женился, устроился, уволился, смылся.
Меня на погосте ждёт ад в кости? Да бросьте.
Как кости был агностик,
От злости стал как гностик.
Я вошел в симбиоз с этим болотом,
Как Инат с енотом, сенат с синодом, катод с анодом.
Я знаю, мне не хватает самоорганизации,
Ведь я умею только жаловаться и огрызаться.
Повсюду пыль и насекомые..
Если б я изучал людей, то я был бы паразитологом.
Я влез на ходу
И даже если здесь пропаду,
Крест на горбу,
Бегство - табу,
Неизвестно кому,
Зачитывая текст Вагабунд,
Пока не найдётся место в гробу.
Я влез на ходу
И даже если здесь пропаду,
Крест на горбу,
Бегство - табу,
Неизвестно кому,
Зачитывая текст Вагабунд,
Пока не найдётся место в гробу.
Я ни черта не делал,
Я просто жил и дети
Нарисуют на асфальте мелом
Очертание тела.
Кто-то другой пойдёт гулять с оравой по садовой,
Данс-макабр, приглашу костлявую на пасадобль.
Мне говорят, что я уже пишу как Смоки Мо,
Одни намёки, мол, ты тягомотнее чем покемон
С Пиноккио в немом кино или битников проза,
Хуй их знает, бит путает мысли, как прозак.
Я влез на ходу
И даже если здесь пропаду,
Крест на горбу,
Бегство - табу,
Неизвестно кому,
Зачитывая текст Вагабунд,
Пока не найдётся место в гробу.
Я влез находу
И даже если здесь пропаду,
Крест на горбу,
Бегство - табу,
Неизвестно кому,
Зачитывая текст Вагабунд,
Пока не найдётся место в гробу.
Я влез на ходу...
В экспресс попаду...
Да я с детства в аду..
Стресс, я тону...
Эверест Катманду...
Я под каждым из небес вагабунд...
Тошнит как от невест тамаду...
Ахиллеса пяту...
Мест на борту...
Блин, не знаю как другим, но мне кажется: у него и вправду гениальный стиль написания текста и, собственно, сама читка.
В некоторых местах я вообще просто выговорить не могу с такой скоростью/интонацией, чтобы еще все в бит попало.
Стиль написания на Эминема похож, например вот: Оффтоп
His palms are sweaty, knees weak, arms are heavy
There's vomit on his sweater already, mom's spaghetti
He's nervous, but on the surface he looks calm and ready to drop bombs,
but he keeps on forgetting what he wrote down,
the whole crowd goes so loud
He opens his mouth, but the words won't come out
He's choking how, everybody's joking now
The clock's run out, time's up over, bloah!
Snap back to reality, Oh there goes gravity
Oh, there goes Rabbit, he choked
He's so mad, but he won't give up that
Easy, no
He won't have it , he knows his whole back's to these ropes
It don't matter, he's dope
He knows that, but he's broke
He's so stagnant that he knows
When he goes back to his mobile home, that's when it's
Back to the lab again, yo
This whole rhapsody
He better go capture this moment and hope it don't pass him
Переносы на строках, разная скорость абсолютно и т.д.
Все таки Оксимирон выбивается на достаточное расстояние от ВСЕХ русских "МС" вперед.